Избежание ошибок при составлении бизнес-плана
По словам Кевина Нерковского, финансового директора ЗАО «Бош Восток» (Москва) существуют две группы ошибок. В первую группу входят ошибки, относящиеся к существенным моментам проекта:
- бизнес-план не подходит к области расположения планируемого бизнеса (К примеру, намерение производить лыжи в Египте);
- план проекта, описанный в бизнес-плане, не соответствует требованиям рынка;
- четко не прописаны структура и потребности рынка;
- не имеется в наличии подробного описания конкурентов а так же сопоставления вашего проекта с конкурентами (цена, местонахождение, преимущества и недостатки);
- не приведены прогнозы развития и способы улучшения бизнеса;
- не приняты во внимание аспекты, связанные с персоналом, например, заработная плата, обучение, методы подбора сотрудников и тип руководства.
К второй группе относятся ошибки, возникающие в результате излишнего оптимизма. Завышение выручки является самой главной и чаще всего встречающейся из них. Инвестор свободно может проверить данные о выручке, основываясь на информации конкурентов области, в которой вы находитесь. К тому же довольно часто компании скрывают данные о рисках. Очень важно не только выявление и оценка рисков, но и рассмотрение самого ужасного прохождения осуществления проекта и доказательство, что компания готова преодолеть такую ситуацию.
Так же важным моментом является то, что очень часто компании составляют слишком подробные бизнес-планы, состоящие из сотен страниц. Велика вероятность того что он даже не будет рассмотрен. Бизнес-план необходимо составлять ясно, лаконично (не более 30 страниц) и исключить излишнюю информацию. В начале необходимо привести основные моменты бизнес-плана, на первые две страницы — т.к. время инвестора дороже денег. Инвесторы могут получать до 300 бизнес-планов в месяц, поэтому в основном их рассмотрение заканчивается на первых страницах. Для заострения внимание на каких-то конкретных моментах, необходимо использовать приложения.